суббота, 27 апреля 2024 г.

Кaк в CCCP учили дeтeй думaть, зaчeм paздeляли мaльчикoв и дeвoчeк и eщё тoнкocти шкoльнoгo oбpaзoвaния, o кoтopыx пopa cнoвa вcпoмнить

 


Кaк в CCCP учили дeтeй думaть, зaчeм paздeляли мaльчикoв и дeвoчeк и eщё тoнкocти шкoльнoгo oбpaзoвaния, o кoтopыx пopa cнoвa вcпoмнить

Советское образование — это была система, которая формировала своеобразное мышление у студентов и учеников, а также готовила их к будущей жизни в стране, где лидером было Коммунистическое Партийное руководство. Образование в СССР считалось одной из ключевых областей развития страны.

Государство придавало ему большое внимание и вкладывало значительные ресурсы для обеспечения доступности и качества образования. В результате этой политики, СССР стал одним из самых образованных государств в мире.

Как советское образование учило думать


Система образования в СССР была единая и хорошо разработана. В ней можно было выделить два основных школьных уровня: начальное и среднее образование. Начальное образование начиналось с пятилетней школы, где дети изучали основы чтения, письма и элементарной математики. Затем, после завершения начального уровня, ученики поступали в среднюю школу, где получали более серьезные знания в различных предметах, таких как физика, химия, история и другие. Но советский человек посвящал от 10 до 15 лет получению образования: сначала школа, а потом профессиональное образование.

Одна из главных особенностей советской системы образования была ее доступность, советская власть гарантировала образование всем. Благодаря этому, даже наиболее уязвимые слои населения имели возможность получить образование без ограничений. Кроме того, государство стремилось обеспечить равные возможности для всех учеников, независимо от их социального происхождения или материального положения.

СССР также славился своим качественным преподавательским составом. Учителя и преподаватели обладали высокой квалификацией и были нацелены на максимальное развитие своих учеников. Они прошли строгий отбор и подготовку, что обеспечивало высокий уровень образования в стране.

Важным компонентом советской системы образования было также внимание, уделенное идеологическому воспитанию. В рамках школьного курса ученики получали знания об истории и идеологии коммунистической партии, формировались принципиальные ценности социалистического общества. Это давало возможность государству формировать единую идеологию и поддерживать стабильность в обществе.

Конечно, советская система образования также имела свои недостатки. Некоторые предметы и темы могли быть искажены в соответствии с официальной идеологией, что ограничивало свободу мысли и критическое мышление учеников. Кроме того, выбор профессионального пути для выпускников средней школы был часто ограничен государственным распределением, что не всегда соответствовало личным интересам и способностям учащихся.

Однако, несмотря на некоторые недостатки, образование в СССР на протяжении многих десятилетий служило краеугольным камнем развития страны. Оно сыграло важную роль в формировании науки, технологий и культуры и оставило глубокий след в истории образования. Поэтому сейчас давайте рассмотрим подробнее особенности образования в СССР.

Почему девочки — отдельно, мальчики — отдельно


Первое, что требовалось от советского образования, было научить учеников думать. Система обучения в СССР была акцентирована на развитии критического мышления и аналитических способностей. Учеников учили быть критичными, анализировать представленную информацию и делать собственные выводы. Было важно, чтобы учащиеся могли сформулировать свои мысли и аргументировано их защищать.

Еще одна особенность советского образования заключалась в разделении девочек и мальчиков на занятиях. В классах 40-50-х годов сидели либо только мальчики, либо только девочки, потому что 1943 году ввели раздельное обучение. Почему так происходило? По одной из версий решение было принято самим Сталиным, якобы он наслышан о слишком вольном поведении учеников, где училась его дочь Светлана. И действительно, в материалах тех лет о совместном обучении мальчиков и девочек встречаются практически только негативные отзывы.

В те времена считалось, что разделение по половому признаку помогает учащимся лучше концентрироваться и не отвлекаться друг на друга. Девочки и мальчики изучали одни и те же предметы, но в разных классах. Такая система продолжалась вплоть до последних лет школы.

Но реализовать раздельное образование было не так просто. Требовалось больше школ, больше реквизита, больше учителей. Поэтому образование выкручивалось как могло. Иногда даже разделяли школу по этажам: один этаж женский, другой — мужской.

Конечно, в женских школах было работать гораздо легче, чем в мужских, где была антидисциплина. И только в 1954 году от раздельного образования отказались навсегда.

Утром работа за станком, а вечером — за партой


Считалось, что советский человек должен учиться всегда. И для этого власть создала все условия, а именно — вечерние школы. Получить образование мог даже просто рабочий в свободное от работы время. Популярность такого образования начала расти в 1943 году после того, как правительство принимает постановление об обучении молодежи, работающих на предприятиях. Вечерняя школа — единственный способ научить простого рабочего читать и писать. Актуально это было, как и для более взрослых людей, так и для подростков, которые после войны были вынуждены пойти работать, чтобы помогать семье.

Как проходил день обучающегося в вечерней школе: обычно, утром они работали за станком на заводе или выполняли другую производственную работу. После работы они отправлялись в учебное заведение, чтобы получить новые знания и навыки. Да, это было непросто, но такая работа-учеба обеспечивала их полноценное образование и позволяла ученикам прямо из рабочего класса перейти к выполнению сложных задач в области технологии и науки.

Вечерняя школа ничем не отличалась от обычной — в ней могли получить медали за отличную учебу, а после — поступить в университет. В 70-х годах в вечерних школах обучалось около 2 млн людей. Часто в одном классе учились и родители, и дети.

Как отмечали день знаний и последний звонок


В 1984 году 1 сентября объявляется Днем знаний. В советских семьях это был настоящий праздник, особенно, когда ребенок шел в первый класс. Обязательный атрибут праздника — советская форма и цветы для учителей. День знаний отмечался в первый день учебного года и символизировал начало нового этапа образования. Учащиеся готовились к нему заранее, чтобы показать свои достижения и предоставить обзор своих намерений на будущий год.

Последний звонок также стал особой датой в календаре школьников. В этот момент школьники и преподаватели праздновали окончание трудного периода учебы и готовились к летнему отдыху. Особенно важным этот день становится для учеников последних классов. Праздновать последний звонок начали в 1970-х годах. Особо важный элемент этого дня — старшеклассник, который несет на плече первоклассницу, которая дает последний звонок. Этот звонок и стал символом непрерывности образования.

Споры о том, какое образование эффективнее — советское или современное — ведутся до сих пор. Скажем одно, без советского образования не было бы нынешнего, потому что и сейчас мы можем наблюдать его отголоски в школьной программе. Меняются время, люди, мир. Меняются и условия. Но, безусловно, уважение к учителям, доступность образования, внимание к предрасположенностям ребенка должны быть всегда, а этих факторов из Советского Союза в нашем мире немного не хватает.




EmoticonEmoticon