суббота, 27 апреля 2024 г.

Людмилa Чуpcинa: нe тoлькo пpeкpacнa, нo и мудpa

 


Людмилa Чуpcинa: нe тoлькo пpeкpacнa, нo и мудpa

Даже на блистательном небосклоне советских кинозвезд она – планета особенная. Независимо от возраста величественная и прекрасная. Внушающая благоговейный трепет и неизменное почтение. Олицетворение красивой и сильной женщины.


А в молодые годы она была одной из эталонных красавиц советского кино. «Проходит Чурсина — оглядывается весь Арбат», – кто-то сказал о ней.

А, кстати, она сама была о себе далеко не такого высокого мнения. Всегда считала себя недостаточно привлекательной.


А уж если вспоминать кинороли Людмилы Чурсиной, то и дня, наверное, не хватит. В кино она 60 лет!

Сколько среди этих ролей, воистину, выдающихся образов!


Вспомню только свои любимые.

Дарья в «Донской повести», Марфа в «Журавушке», Олеся в одноименной экранизации повести Куприна, Анфиса в фильме «Угрюм-река», Анея в «Руси изначальной». И, конечно, многие другие.



Говорят, даже молодую Чурсину в Голливуд приглашали…

Сейчас Людмиле Алексеевне уже немало лет. Личную жизнь ее трудно назвать особенно счастливой. Сложилась она непросто. Три раза актриса выходила замуж: за режиссера, за исследователя океана и даже за сына генсека Андропова. Детей ни в одном из браков не случилось. Сейчас Людмила Чурсина одна. Но она считает, что лучше так, чем притворяться, что все хорошо рядом с чужим по духу человеком. У актрисы есть внучатые внуки, которым она помогает.


И вот, что меня поразило. Недавно прочитала я случайно одно из недавних ее интервью и подумала: насколько это мудрая женщина. Насколько у нее неординарный, даже я бы сказала, несвойственный возрасту взгляд на жизнь. И нет в ее этой жизненной позиции ни возрастного брюзжания, которое свойственно не только простым смертным, но и выдающимся персонам (вспомнить хотя бы последние мизантропские интервью Ален Делона). Нет в ней и звездного высокомерия.


Вот фрагмент интервью Людмилы Алексеевны:

«Чего ещё хочется от жизни? Хочу, чтобы она не разбила то, что я созидала, боюсь, чтобы время не разрушило память.

У возраста есть свои издержки, но главное, что я вижу, хожу и мыслю. Хотя тело требует иногда починок, но самое важное — чтобы душа не скукожилась. Поверьте, последние узлы развязываются очень просто.

Жизнь же штука гормональная, как только гейзеры в жилах начинают утихать, тогда и начинается настоящее творчество. Всё уже испытано: душа, тело, каждая его клетка всё помнит. Когда кипяток в крови пригасает, то приходит больше серьёза, глубины и сосредоточенности. Ведь ум, породу, достоинство не перешибёшь ничем. В том числе и возрастом…»

В общем, актриса ни о чем не сожалеет и любит повторять, что ее жизнь, пусть и полная трудностей, — подарок судьбы.


Не правда ли, очень позитивный взгляд на вещи? Есть чему и нам всем поучиться. Есть, о чем призадуматься.



Юнoшa, у кoтopoгo в глaзax мope, и дeвушкa, у кoтopoй в глaзax нeбo: ceкpeты coздaния фильмa «Чeлoвeк-aмфибия»

 


Юнoшa, у кoтopoгo в глaзax мope, и дeвушкa, у кoтopoй в глaзax нeбo: ceкpeты coздaния фильмa «Чeлoвeк-aмфибия»

4 апреля 1961 года в павильоне киностудии «Ленфильм» состоялся первый съёмочный день легендарного художественного фильма «Человек-амфибия».

В первый день снимали короткий эпизод разговора Ихтиандра с отцом. В котором юноша говорит доктору Сальватору, что должен повидаться с Гуттиэрой после того, как объявили о её помолвке с Педро Зурито.


Это эпизод по сценарию во второй половине картины. Но, как это обычно бывает, хронология съёмок не совпадает с хронологией самого фильма.

После месяца работы в Ленинграде, в самом начале мая съёмочная группа выехала в Крым, где в Ласпинской бухте, что примерно в сорока километрах от Ялты, была проведена значительная часть натурных съёмок.

Так же за лето и осень 1961 года съёмочная группа успела побывать в других районах Крыма и в Баку, где снимали городские эпизоды.

Интересная история о том, как режиссёр с оператором смогли добиться «моря в глазах Ихтиандра и небо в глазах Гуттиэры», как описал своих главных героев автор романа Александр Беляев.

И у Владимира Коренева, и у Насти Вертинской были большие красивые глаза. Цвет глаз актёров тоже позволял получить нужные оттенки. Оператор с помощью фильтров и установки света много экспериментировал на крупных планах, но режиссёру каждый раз хотелось более яркого эффекта.


Один из членов съёмочной группы попросил своего родственника, который работал в Центральном офтальмологическом институте им. Гельмгольца, помочь с вопросом усиления блеска глаз. И тот прислал глазные капли, которые были безвредны для здоровья, но при этом увлажняли глаза, что при направленном свете позволяло добиться заметного блеска. Ну а сине-бирюзовый оттенок оператор получил уже с помощью цветных светофильтров.


Это сегодня у кинематографистов нет проблем, чтобы на цифровом видео синтезировать всё, что душа пожелает. И цвет, и форму, и т.д. А в те годы о компьютерах и цифровых видеоформатах никто ничего не знал.


В этом фильме многое было впервые. Например, впервые в мире (!) были проведены масштабные подводные съёмки для художественного фильма. Для этого пригласили опытного кинооператора Владимира Чеботарёва, который ранее снимал под водой фото и киноматериалы для учёных и для научно-документальных фильмов.

Первоначально режиссёр мечтал снять фильм в Саргассовом море с богатым подводным миром. Но пришлось ограничиваться Чёрным морем, которое не имело достаточной прозрачности и богатой фауны. В связи с этим многие подводные эпизоды с дальними планами пришлось из сценария убрать. А чтобы «разнообразить» фауну Чёрного моря, кинооператор нашёл оригинальное решение. Перед объективом кинокамеры расположили специально изготовленный аквариум в виде раструба, в котором плавали экзотические рыбки. И подводные кадры сразу же оживились.


Позже многие методики, которые были впервые опробованы на съёмках этого фильма, вошли в учебники по кинематографии. А сам фильм в 1962 году стал безоговорочным лидером проката, обогнав более чем в полтора раза занявшую второй место «Гусарскую балладу» Эльдара Рязанова (65 и 43 млн. зрителей соответственно).



Кaк cняли тpюк c вapeникaми и зaчeм Милляp пил тpoйнoй oдeкoлoн: зa кaдpoм «Beчepoв нa xутope близ Дикaньки»

 


Кaк cняли тpюк c вapeникaми и зaчeм Милляp пил тpoйнoй oдeкoлoн: зa кaдpoм «Beчepoв нa xутope близ Дикaньки»

«Вечера на хуторе близ Диканьки» считаются первой книгой Николая Васильевича Гоголя. Правда, этот факт далёк от истины. Своё настоящее первое произведение Гоголь издал под псевдонимом, из-за какой-то случайности не показав черновик Пушкину, а после плохих отзывов и вовсе изъял из продажи и сжёг. Об этом я уже писала:

А вот «Вечера…» стали для любителей русской литературы того времени приятной сенсацией. Александр Сергеевич тепло отозвался о детище Гоголя:

«Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»

С тех пор любим мы «Вечера…», читаем и смотрим. А смотреть нам предлагают уже более ста лет: первая экранизация «Ночи перед Рождеством» состоялась в 1913 году, ещё в царской России. Надеюсь вам об этом тоже рассказать.

Однако современному человеку больше известна экранизация, снятая великим советским «сказочником» Александром Роу. Вышла она в 1962 году, правда, название пришлось скорректировать. В советское время прославлять Рождество было плохой идеей, поэтому в начале фильма мы видим книгу, страницы которой услужливо замирают на нужной повести.


А название фильму дал весь цикл повестей Гоголя — «Вечера на хуторе близ Диканьки». Такой компромисс всех устроил. Снимали экранизацию не в Диканьке, хотя и хотели там, а в Мурманской области. Потому что съёмки проходили в марте, а весной в Полтавской области такого количества снега уже не дождёшься.

Больше всех от этих съёмок пострадал Георгий Милляр — главная советская Баба-яга, человек с ярким талантом, будто бы рождённый для воплощения подобных персонажей. Как вы помните, в «Вечерах» он играл чёрта. Участи актёра было не позавидовать, хотя сам 57-летний мастер виду не показывал, вёл себя игриво и временами устраивал баловство. Режиссёр в шутку даже пытался приструнить Милляра, угрожая ему: «Прекрати, а то маме пожалуюсь!». На площадке тут же слышался хохот.


У актёра должен был быть дублёр: специально нанятый акробат из цирка. Но тот в первые же дни съёмок получил травму, из-за чего боящемуся высоты Милляру пришлось самому «летать по небу». Правда, потом он привык и даже поймал кураж.

Одеяние у чёрта тоже было не под стать сорокаградусному морозу. Сначала для роли сшили по-настоящему тёплый меховой костюм, но он так сковывал движения, что Милляр от него отказался. И самоотверженно согласился на тонкий костюм с приклеенными волосами, в котором было катастрофически холодно.

Но актёр нырял в нём в ледяную прорубь, валялся в снегу и стоял в потоках ветродуя. А потом шёл в гримёрку и пил тройной одеколон, чтобы согреться. Водки или спирта на площадке не было, а одеколон у гримёров найти можно было всегда. Говорят, впоследствии Милляр неоднократно пользовался этим приёмом на других съёмках, но и работу свою выполнял безукоризненно.

Кстати, сама роль чёрта была для актёра в некотором смысле отягощающей. Георгий Францевич был человеком верующим, поэтому, влезая в костюм, каждый раз приговаривал: «Господи, прости меня за это хулиганство!». Хотя и сам признавал, что словно создан для «нечистых» персонажей, называя себя «официальным представителем нечистой силы в кинематографе».

Отдельного внимания в фильме Роу, конечно же, заслуживает эпизод с варениками. Вот как он описан у Гоголя:

«Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, – говорил он сам себе, – как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».


Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.

«Вишь, какое диво!» – подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот и уже выказал губы сметаною».

Роль Пузатого Пацюка в фильме исполнил Николай Яковченко, который через несколько дней съёмок этого эпизода на вареники смотреть не мог. По понятным причинам. Угощение в кадре было настоящим: и вареники, и сметана. Вот только для воплощения задумки пришлось на хитрость пойти: иначе как вареники сами в рот залетать будут?


Сначала их надо было окунуть в сметану и дать им покрутиться в миске, для чего использовали булавки. А измазанные сметаной вареники актёр выплёвывал изо рта обратно в посудину. Нужного эффекта добивались при помощи обратной перемотки. Вот почему вареник падает в миску с белыми от сметаны бортиками, а вылетает из миски, у которой бортики чистые. Но обычный зритель вряд ли заметит эту странность.

А вы любите пересматривать фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Я очень люблю и снова собираюсь это сделать.



Дeвoчкa из пpoвинции: кaк cнимaли фильм «Кapнaвaл» и пoчeму вce чуть нe пepeдpaлиcь из-зa глaвнoй пecни кapтины

 


Дeвoчкa из пpoвинции: кaк cнимaли фильм «Кapнaвaл» и пoчeму вce чуть нe пepeдpaлиcь из-зa глaвнoй пecни кapтины

«Карнавал» не относится к полноценно новогодним фильмам, как та же «Ирония судьбы», однако на Новый год телеканалы все равно показывают эту трогательную картину о Нине Соломатиной, которая, как и многие девчонки, приехала из глухой провинции покорять Москву, и так ее и не покорила. И оттого кадры, где грустная Нина ходит по новогодней столице выглядят особенно печальными.

Выбор Татьяны Лиозновой, которая уже сняла «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны» многим показался странным. Коллеги недоумевали: зачем Лиознова вцепилась в музыкальную комедию по сценарию Анны Родионовой «Карнавал», которая много лет лежала на полке никому не нужная.

Родионова написала этот сценарий быстро, за несколько дней. «Карнавал» опубликовали в журнале, появился желающий снять картину режиссер, но вмешался редсовет «Мосфильма» со своими правками. Когда Родионову попросили в сотый раз что-то поправить и убрать, она плюнула на мечту поставить фильм и забросила сценарий на полку.

Спустя три года «Карнавал» откопал кто-то из студентов ВГИКа. Лиознова сама попросила их найти что-то неизвестное и снять несколько сцен. История провинциалки Нины задела Лиознову за живое. Она вспомнила, как сама, отучившись во ВГИКе, долго сидела без работы и хваталась за любую работу. Это был 1949 год, работы для кинематографистов катастрофически не хватало, фильмов почти не выходило. Лиознову по распределению отправили на киностудию имени Горького, откуда ее уволили, якобы временно. Четыре долгих года Лиознова подрабатывала швеей, дворником и костюмером. Потому «Карнавал», по собственному признанию Лиозновой, был личной историей.

Лиознова, став соавтором сценария, превратила социальную драму в нечто вроде комедийного мюзикла. На роль Нины Соломатиной пригласили Ирину Муравьеву, которая уже работала с Лиозновой в ее картине «Мы, нижеподписавшиеся». Муравьева была в ужасе: в 32 года сыграть 16-летнюю школьницу? Но Лиознова возразила: это просто вопрос мастерства. И Муравьева сдалась: похудела, научилась танцевать и кататься на роликах, что давалось ей наиболее тяжело. Ролики были с двойными колесами, маневрировать на них было тяжело. Муравьева падала, разбивала колени, которые потом приходилось замазывать гримом. Компанию Муравьевой составили и другие коллеги из предыдущей работы: Клара Лучко и Юрий Яковлев, сыгравшие мачеху и отца Нины.

Провинциальный Оханск снимали неподалеку от Москвы, в Калуге, где все соответствовало режиссерскому замыслу: улочки с двухэтажными домами, железные колонки с водой, старинные церкви, и, главное, вокзал «Калуга-2», который на один день поменял название ради съемок. Но основные съемки проходили в Москве.

Работая над сценарием, Лиознова многое перекроила и добавила: например, сцены в цирке, грезы с песнями и телефоном и даже скороговорку «Кукушка кукушонку купила капюшон» с орехами во рту. Для персонажей были сшиты специальные костюмы, в том числе знаменитое красное платье для медведя, который в реальности был медведицей. В отличие от главной героини, медведица прекрасно каталась на роликовых коньках.


Главный хит картины «Позвони мне, позвони» стал причиной для ссор, и едва не привел к разрыву отношений Максима Дунаевского с Аллой Пугачевой. Лиознова нашла стихи в творчестве Роберта Рождественского, заказала музыку у Максима Дунаевского. Композитор – страшное дело – переписывал музыку шесть раз и нервно вздрагивал, когда при нем упоминали Муравьеву, Лиознову и этот проклятый «Карнавал». Песню Муравьева решила петь сама, но Лиознова не позволила: ей хотелось, чтобы главный хит картины исполнила профессиональная певица. Выбор пал на Жанну Рождественскую. Но когда картина пошла в прокат, Дунаевскому позвонила обиженная Пугачева и упрекнула, что это не дали сделать ей. Успокоить Пугачеву Дунаевскому не удалось, хотя он пытался доказать ей, что она давно уже не в том статусе, чтобы петь за кадром. «Такую песню – спела бы», — съязвила Пугачева.


Удивительно, но после выхода «Карнавала» Ирину Муравьеву пригласили на «Мелодию», где собирались выпустить пластинку с композициями из фильма. И в конечном итоге вся страна слушала песню в исполнении Муравьевой, а не Рождественской, но подмену мало кто заметил.

Финал «Карнавала» остался открытым, тогда это было в традиции кинематографа. Когда Муравьева выходила на сцену, было непонятно: грезы ли это мечтательницы Нины или же реальная судьба героини. Лиознова упрекала всех за эти вопросы: в начальных кадрах картины, рядом с портретом Пугачевой висела небольшая афиша с приглашением на спектакль мюзикл-холла, где в главной роли была заявлена Ирина Муравьева. Это объясняло все.

Больше всех на после съемок «Карнавала» пострадал Александр Абдулов. К нему постоянно подходили коллеги и взволнованно сообщали: его срочно просила позвонить Муравьева. Артист начинал метаться в поисках телефона, но потом понимал, что его разыграли. Песня «Позвони мне, позвони» звучала из каждого утюга.


Премьера «Карнавала» состоялась в феврале 1982 года. За год картину посмотрели более 30 млн человек. Ирину Муравьеву назвали актрисой года по версии журнала «Советский экран», а Татьяне Лиозновой комплименты наговорил Эльдар Рязанов, заявив, что завидует тому, как долго и громко смеются люди.



Aктёp, cыгpaвший вeдьму в фильмe «Bий» знaл пять языкoв и cнимaлcя в кинo бoлee пoлувeкa. Лeгeндa coвeтcкoгo экpaнa - Никoлaй Кутузoв

 

Георгий Милляр в роли Бабы Яги в фильме «Морозко» (1964).

Aктёp, cыгpaвший вeдьму в фильмe «Bий» знaл пять языкoв и cнимaлcя в кинo бoлee пoлувeкa. Лeгeндa coвeтcкoгo экpaнa - Никoлaй Кутузoв

Так сложилось в нашем кинематографе, что самые яркие, одиозные женские образы наиболее удавались актёрам-мужчинам. Например, Баба-Яга Георгия Милляра уже многие годы является эталоном исполнения этого сказочного персонажа. И таковым останется ещё долго.

Примерно также можно сказать и о созданных Олегом Табаковым образах мисс Эндрю или знаменитой буфетчицы Клавы. В этот ряд можно смело поставить и ведьму из знаменитого фильма «Вий», которую сыграл актёр Николай Кутузов.

«Вий» (1967).

Этот персонаж олицетворяет собой мистическое зло, которое идёт корнями из древнеязыческих времён. Ведьма как бы проросла ещё из той языческой эпохи сквозь православие и обитала среди современных селян. Кого-то зачаровывая, а кого-то приводя в трепет.

Она существовала в двух ипостасях и принимала нужный образ по необходимости. Чаще в виде величавой и надменной молодой красавицы, но когда требовалось, то и в образе древней старухи, который и отображал её истинную суть.

Наталья Варлей в роли Панночки в фильме «Вий» (1967).

Молодую панночку с ледяной красотой сыграла всесоюзная «комсомолка, спортсменка и просто красавица» Наталья Варлей. А вот для роли старой ведьмы режиссёры долго не могли найти подходящую исполнительницу. Перепробовали около десятка актрис подобного типажа, но не получался тот ужас, который должны были ощутить зрители.

Рассматривали и вариант Георгия Милляра. Но категорически против него выступил художественный руководитель картины Александр Птушко. Он не без оснований считал, что это придаст драме ненужную в данном случае сказочность и даже детскость, так как Милляр в подобных образах до этого играл исключительно в детских фильмах. А кинодрама «Вий» в первую очередь должна была приводить в трепет взрослых зрителей.

Александр Птушко (крайний слева) на съёмках фильма «Вий» (1967).

И тогда молодой режиссёр Егор Кропачёв предложил загримировать в образ ведьмы актёра Николая Кутузова. Дело в том, что когда шли съёмки фильма «Вий», Андрей Тарковский завершил работу над исторической драмой «Андрей Рублев». И в его фильме Николай Кутузов сыграл очень яркий образ игумена с тяжелым пронзительным взглядом, который и требовался в сцене с ведьмой.

Николай Кутузов (справа) в роли игумена в фильме «Андрей Рублёв» (1966).

Кутузова загримировали, и сразу же, ещё на первых фотопробах, всем стало ясно, что это было попадание в десятку!

Николай Кутузов в роли ведьмы в фильме «Вий» (1967).

Позже Николай Кутузов сыграл в сказке Александра Птушко «Руслан и Людмила» иноземного посла, и это тоже была «десятка» вне всяких сомнений.


Николай Кутузов в роли ведьмы в фильме «Вий» (1967).

Николай Николаевич Кутузов родился в 1897 году в уральском городке Кыштым в семье горного инженера и ещё при царском режиме получил блестящее образование. Знал пять иностранных языков, играл на музыкальных инструментах, неплохо пел и прекрасно декламировал наизусть стихи и поэмы классиков. В первые годы советской власти примкнул к гастролирующей труппе провинциального театра, выступал в спектаклях и антрепризах. Вскоре яркого молодого актёра заметили и пригласили в Москву сниматься в кино.

Николай Кутузов (слева) в фильме «Крест и маузер» (1925).

В 1925 году он сыграл главную роль в знаменитой немой картине «Крест и маузер». Фильм оказался успешным, и многие годы Кутузов был востребованным киноактёром.

Н. Кутузов в фильме «В паутине» (1928).

Во время войны Кутузов руководил фронтовой артистической бригадой, был и режиссёром, и актёром одновременно.

После войны занимался режиссёрской деятельностью и периодически снимался в эпизодах. Свою последнюю роль он сыграл в 1976 году в фильме режиссёров Алова и Наумова «Легенда о Тиле». А менее чем через пять лет 83-летнего актёра не стало.

«Легенда о Тиле» (1978).

В его фильмографии около полусотни киноработ, но зрителям он больше всего запомнился в образе ведьмы в фильме «Вий».

Ему собирались присвоить звание Заслуженного артиста РСФСР, но не успели буквально несколько дней. Правда, перед смертью он узнал об этом, и ему было приятно осознать, что его творчество всё-таки было признано руководством, а многолетний труд оценен.



Aлeкceй Cмиpнoв. Beceлый бaлaгуp c пeчaльнoй cудьбoй

 


Aлeкceй Cмиpнoв. Beceлый бaлaгуp c пeчaльнoй cудьбoй

Из наградного листа Алексея Макаровича Смирнова: “20 июля 1944 года в районе высоты 293 противник силою до сорока гитлеровцев атаковал батарею. Товарищ Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой и отбил нападение немцев. Сам лично взял в плен 7 гитлеровцев.

7 июля в районе деревни Журавка, выходя из окружения, взял в плен 5 гитлеровцев. Товарищ Смирнов А.М. достоин Правительственной награды — Ордена Славы 3-й степени.

Командир 165-го минометного полка Сальцин”.

У него было 11 боевых наград, из них два ордена Славы — это самая великая солдатская награда. А третий орден Славы он не успел получить только потому, что не успел. Был тяжело контужен и не смог дойти до Берлина.

Он о своих подвигах никогда не рассказывал

Алексей родился в 1920 году. Еще во время учебы стал играть в драмкружке. В труппу музкомедии его приняли еще до войны. Правда, он успел сыграть только одну роль: черного орла в оперетте “Роз-Мари”.

Как артист, он мог бы остаться по брони, но ушел на фронт добровольцем. Он оставил не только театр, но и невесту.

Уходя на фронт, он завернул обручальные кольца в тряпочку и спрятал под половицу. “Ты меня главное дождись. И мы сразу сыграем свадьбу”, — обещал он.

Всю войну Алексей писал девушке письма, а она его ждала. Но, как ни странно, вернувшись с фронта, он заявил, что свадьбы не будет. Что заставило его так поступить, уже не узнаем.

Потому что никогда и ни с кем Алексей этого не обсуждал. Скорей всего причиной была тяжелейшая контузия, полученная в январе 1945 года.

Алексей Смирнов легко узнаваем

Все, кто близко знал Смирнова, в один голос отмечали, что о своих боевых заслугах он не любил говорить и вспоминать. Никто из труппы Театра музкомедии так и не узнал бы о боевых заслугах Смирнова, если бы не случай.

Через 10 лет после войны в 1955 году на гастролях в закрытом городе Капустин Яр актеры решили пойти на бахчу за арбузами. Через лазейки выбрались на берег реки и столкнулись с группой отдыхающих. Один из них в трусах в полоску сидел в шезлонге.

Алексей строевым шагом подошел к нему: -Товарищ Маршал, разрешите доложить…Этим Маршалом был Георгий Константинович Жуков.

-Взводный 169-го Краснознаменного минометного полка гвардии сержант Смирнов, — отрапортовал актер.

-А что ты здесь делаешь? — спросил Жуков.

-Нахожусь на гастролях с театром,- доложил Алексей.

-Что у вас там сегодня идет?

-Морской узел.

-Приду, посмотрю.

И действительно, вечером Жуков пришел на спектакль. А в антракте его адъютант подошел к Смирнову и сообщил, что Маршал приглашает его на ужин.

Алексей справа с братом Аркадием

Семья Смирновых: отец, мать и сыновья Алексей и Аркадий переехала в Ленинград в середине 20-х из города Данилова Ярославской области.

Отец рано умер. Мать осталась одна с двумя сыновьями. Жили они в коммунальной квартире в доме номер 44 по улице Петра Лаврова, ныне Фурштатской.

Мать была женщиной властной и строгой. Рано потеряв мужа, а потом младшего сына, который погиб на войне, Анна Ивановна заболела. Какое именно психическое заболевание на нее обрушилось, уже никто не помнит.

Мать — Анна Ивановна

Алексей не мог надолго оставлять ее одну, а гастроли в театре длились месяцами. Поэтому из любимого театра он был вынужден уйти.

“Гастроли длились по 5-6 месяцев. В рестораны с нами он не ходил. Всегда искал столовые, где подешевле. А все заработанные деньги отправлял маме”, — вспоминали его коллеги.

Уйдя из театра он начал сниматься в кино в эпизодических ролях. Его дебютом стал фильм “Кочубей”. После этого фильма ему на выбор предложили 6 картин. Он выбрал студию Довженко, так как очень хотел посмотреть на вновь отстроенный Киев, где он не был с войны.

В фильме “Роман и Франческа” ему дали роль герра Фрица.

-«За что мне такая роль!?»- возмутился он.

«-За твою рожу»,- ответил смеясь режиссер.

«Роман и Франческа» (1960)

9 апреля 1944 года в районе деревни Дилява противник силой до двух батальонов при поддержке 13 танков после мощных артналетов пошел в атаку. В этом бою были уничтожены 110 фашистских солдат и офицеров. Смирнов был удостоен правительственной награды — Ордена Красной звезды.

Его ордена и медали скромно лежали в серванте за стеклом. Но он их никогда не носил. Даже когда бывал на мероприятиях, куда все приходили при полном параде, он был без наград.

Макарыч из фильма «В бой идут одни «старики».В 1941-м году 21-летний Смирнов отправился на фронт. Сначала он служил химинструктором, а позднее командиром огневого взвода артиллерийской батареи

Казалось бы, у человека с таким добродушным лицом и улыбкой должны быть крепкая семья, любящие дети, близкие друзья. У него не было никого.

Смирнов пытался встречаться с девушками, но у него ничего не получалось. Бывало, что он делал предложение девушке при первой же встрече, потом отказывался. Очень комплексовал, тем более что одевался он неважно. На гастролях или киноэкспедициях он ходил в спортивном костюме, занашивал его до дыр, потом пришивал заплатки и носил дальше. Если нужно было куда-то пойти, брал одежду в костюмерной.

Алексею казалось, что все женщины посмеиваются над ним. Да и внешне казалось, что этот увалень в жизни прочитал всего две книжки. И в кино его взяли будто-бы только из-за фактуры. На самом деле Алексей Макарович был тонким и начитанным человеком. У него была огромная библиотека.

На съемках фильма “Айболит-66” он всех сразил знанием японской поэзии.

Но предметом особой гордости и любви Алексея была коллекция насекомых и пресмыкающихся. Из каждой командировки он привозил бабочек, скорпионов, лягушек и змей. Спиртовал, сушил, накалывал на булавки и хранил дома.

В перерывах между съемками Смирнова всегда можно было найти в окружении ребятишек, которые липли к нему как к Деду Морозу. Они его просто обожали и от него не отходили. А любовь к детям сыграть нельзя. “В поезде едем, а у него уже на плече сидит мальчонка или девчонка”, — из воспоминаний коллег.

Только однажды он рассказал другу, как они выбили немцев из деревни, а в одном из горящих домов он услышал плач ребенка. Он бросился в этот дом и спас малыша. Когда он вспоминал эту историю, в его глазах стояли слезы. Ходили слухи, что он хотел усыновить ребенка, но получил отказ. Может из-за того, что на его попечении уже была душевнобольная мать.

-Я не знаю судьбы более печальной. Мне кажется, что он жил только на съемках, только во время кадра. И жил от кадра к кадру. Он брал по восемь ролей.

Мне кажется это не от желания славы или от желания заработать. Просто он действительно жил только в кино. Он очень осторожно относился к окружающим. Как-будто все время ожидая подвоха, ожидая насмешки, ожидая неуважения.

Ролан Быков.

Всенародная любовь и слава обрушились на него после роли Феди в комедии Гайдая “Операция Ы”. Почти все реплики его персонажа стали крылатыми. Всесоюзная популярность имела и оборотную сторону. Смирнову пытались налить всегда и везде, считая своим.

Однажды, по пути на гастроли по пути раздавая автографы Смирнов отстал от поезда. Тогда за ним послали самолет. В советские времена вещь неслыханная. Его звали на дни рождения, на свадьбы, дарили цветы.

Он принимал эти знаки внимания со смущенной улыбкой. Когда он шел по Кировскому проспекту на киностудию Ленфильм, прохожие улыбались и здоровались с ним. И он тоже открыто им в ответ улыбался и обязательно здоровался.

Но популярность не помогла ему в решении квартирного вопроса. Перед капитальным ремонтом дома Смирнов попросил выделить ему отдельную квартиру, пусть даже с потерей площади. Ведь всенародно любимый актер по-прежнему жил с матерью в коммунальной квартире. Мечте об отдельной квартире не суждено было сбыться. Инстанции, от которых зависело решение вопроса, навстречу ему не пошли.

За Ордена, заслуги ему и так была положена двухкомнатная квартира, но просить за себя, взять кого-то за горло он не мог.

Бывшие однополчане Алексея Макаровича встречались почти каждый год и все время ждали его приезда. Смирнов не приехал ни разу.

Также бесстрашно, как и на фронте, Смирнов вел себя на съемочной площадке. Он всегда обходился без дублеров. В “Полосатом рейсе” актер должен был тянуть тигра за хвост. В одном из дублей поскользнулся и упал. Тигр подошёл к Смирнову и облизал лицо.

«Полосатый рейс» (1961)

Через несколько лет, работая над фильмом «В бой идут одни «старики» Быков назвал добродушного механика Макарычем и пригласил на эту роль Смирнова. У Смирнова проба на этот фильм была очень неудачная. Против него восстала вся съемочная группа, но Леонид Быков сказал: —Это необсуждаемо.

И все поняли, что у Быкова есть свой особый замысел и больше не спорили. Несмотря на жесткое сопротивление худсовета, кандидатура Смирнова была утверждена. “В бой идут одни «старики» — это больше, чем фильм, а Макарыч — это душа эскадрильи.

Смирнов был очень благодарен Быкову за то, что он разглядел в нем, комическом актере, трагика. И понял его. Алексей Макарович нашел в Быкове своего режиссера, обрел настоящего друга, а может быть и сына. Хотя Быков был моложе его всего на 8 лет, относился он к нему с отеческой заботой.

«В бой идут одни «старики» (1973)

Несмотря на многочисленные награды и успех “Стариков” Быкову не разрешили снимать Смирнова в следующей картине “Аты-баты шли солдаты”. Для Алексея Макаровича это был удар.

Незадолго до этого врачи настояли на госпитализации его матери в специнтернат. Сначала ее положили в психиатрическую больницу, а когда он приехал туда вместе с участковой медсестрой и увидел, что больные по 15 человек лежат в одной палате, он ее тут же забрал.

После этого ее определили в Дом престарелых в Стрельну, потому что другого выхода не было. Оставлять ее одну было никак нельзя. Мама перестала его узнавать. Он очень переживал и плакал по этому поводу.

11 апреля 1979 года в автокатастрофе погиб Леонид Быков. О смерти своего чуть ли не единственного друга Алексей Смирнов узнал на следующий день.

Когда я пришла к нему в дом, он был в расстроенных чувствах. На столе были разложены фотографии Леонида Быкова. После этого у него был сильный стресс и он начал увлекаться спиртным.

Алла Кононова. Участковая медсестра.

В конце апреля 1979 года в приемный покой Мариинской больницы поступил больной Смирнов Алексей Макарович. “Скорую” он вызвал сам. В больнице у него диагностировали целый букет болезней: ишемическую болезнь сердца, атеросклероз, недостаток кровообращения, жидкость в легких и выраженную одышку.

-Здоровьем он, конечно, не занимался. У него были такие отеки на ногах, что он не влезал ни в одни брюки.

В бытовом плане он был заброшенным и одиноким. К нему никто не приходил из знакомых и родственников, ничего вкусненького не приносил. Никто не приходил к доктору с вопросом, как его состояние. За все время, а он лежал 2 недели, ни одного посетителя не было.

Анна Крапивина. Лечащий врач Смирнова.

Зато весть о знаменитом пациенте быстро облетела всю больницу. Врачи, медсестры, пациенты из других отделений приходили посмотреть на знаменитого актера. Особой популярностью он пользовался среди буфетчиц и санитарок. Они его просто обожали. Бегали по его просьбе в магазин и покупали ему коньяк или вино.

Но к обходу доктора Смирнов всегда дисциплинированно лежал в своей палате, безропотно принимал таблетки или лежал под капельницей.

У него ушли отеки, он стал лучше себя чувствовать, меньше жаловаться на здоровье.

7 мая в день выписки Смирнов захотел отблагодарить врачей и попросил купить ящик коньяка. Тем более это был канун праздника. Отмечали выписку Алексея Макаровича и День Победы.

Кто-то из врачей сказал, что когда смотрит фильм «В бой идут одни «старики» всегда плачет. Смирнову напомнили о том, о чем он хотел забыть. В тот же вечер он, тайком от врачей, выпил бутылку коньяка. И сердце не выдержало.

Алексей Смирнов был похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга

Последние слова Алексея Смирнова: “Спасите меня. Ведь у меня мама”.

Анна Ивановна пережила сына на два года и была похоронена с ним в одной могиле.