среда, 30 мая 2018 г.

Китайская философия, которой 2300 лет, объясняет, почему нам необходимо немного беспорядка




Китайская философия, которой 2300 лет, объясняет, почему нам необходимо немного беспорядка

Когда вы пытаетесь успеть за всем и все контролировать – вы не управляете своей жизнью. Наоборот — убегаете от нее

По материалам - МОРЕ СМЫСЛА

Недавно у меня появились приятели, которые абсолютно все стараются выполнить безупречно, быть лучшими во всем. Они отвечают на электронные письма – даже не срочные – обстоятельно и пунктуально, аккуратно раскладывают недоеденную пищу в судочки и подписывают время и дату на них, все свои письма они аккуратно сортируют по папкам и темам. Каждое свое дело – будь то в быту или на работе – они выполняют так, будто запускают межгалактическую ракету. Согласна, их жизнь высокоэффективна и организована, но в то же время – невероятно скучна.


Хотя они выглядят достаточно счастливыми, для меня их стиль жизни – это пример антивдохновения, напоминание, почему я должен смириться с лавиной непрочитанных писем в моей почте, бесконечным списком дел и отнюдь не идеальным порядком в моем холодильнике.

Я осознала, что такая тотальная организованность, как у моих приятелей, требует посвятить ей всю свою жизнь – каждый час, каждую минуту. Мои же умеренные неорганизованность и беспорядок свидетельствуют о том, что мне удалось провести время за чтением любимой книги в прекрасном парке, поехать в путешествие или погулять в своем удовольствие до поздней ночи.

Такой «равнодушный» подход к жизни – это отнюдь не потакание себе. О том, что мы обретаем подлинную жизнь, когда отказываемся от тотального порядка, говорили философы еще несколько тысячелетий тому. Например, китайский философ Чжуан-цзы писал в IV веке до нашей эры о том, насколько важно просто «отпустить» некоторые вещи в жизни.

«Он утверждает, что у каждого человека есть подсознательное желание все контролировать, так он чувствует себя более защищенным, — объясняет профессор Университета Британской Колумбии Эдвард Слингерленд (автор книги «Попытка не пытаться: Искусство и Наука спонтанности»). — Если вы найдете способ побороть это желание в себе и жить открыто и свободно – откроется совершенно новый мир».


Согласно Слингерленду, главная духовная цель даосской философии Чжуан-цзы (он, кстати, написал книгу историй и анекдотов, которые являются основой для даосизма) — «расслабиться, выключить свой разум».

Чжуан-цзы в своем учении подходит к очень важному выводу: что упорядоченная, тщательно организованная жизнь – это не только отражение нашего чувства долга, но и желание контролировать все, что с нами происходит. А вот это уже, как утверждает Чжуан-цзы, – очень плохо.

Когда мы не зацикливаемся на том, что во что бы то ни стало необходимо ответить на каждое письмо и содержать дом в идеальном порядке, наши дела идут плавно и без рывков. Потому, когда случится неожиданный поворот, это не выбьет нас из колеи. Как подчеркивает Слингерленд, Чжуан-цзы писал об одержимости людей мелкими и поверхностными делами еще более двух тысячелетий назад.


Люди тревожатся и переживают по поводу каких-то второстепенных вещей, и совершенно не обращают внимания на то, что действительно важно и значительно. Их жизнь становится похожа на позднюю осень, которая медленно, но верно переходит в зиму. Они тонут в реке каждодневных мелких и неважных дел – и ничто уже не может заставить их вернуться на берег. Они задыхаются, как будто запечатаны в гробу – вот так и входят в старость.

Чтобы освободится от этой суеты бытия, стоит осознать: когда мы стремимся идеально выполнить каждую задачу, теряем большее – радость жизни, способность наслаждаться ее прекрасными моментами. Не пытайтесь пытаться сделать все, и сделать это – идеально. Отпустите эти мелкие дела, откройтесь миру.


«Когда вы втянуты в круговорот этой суеты, вы не видите мир таким, каким он есть на самом деле. Вы видите только свое представление о нем, и сами же придумываете себе страхи и тревоги, — говорит Слингерленд. — Как только вы освободитесь от этой суеты бесконечных дел, сможете увидеть мир во всем его многообразии».

Это не значит, что вам следует полностью отказаться от порядка и превратить свою жизнь в хаос. Некоторый здоровый беспорядок – это хорошо, но если позволить ему разрастись до размеров африканского слона – это уже нанесет вред и вам, и окружающим. Тем самым вы еще больше утратите смысл в жизни.

Нет необходимости маниакально сортировать всю почту по сотням папок, но не следует забывать, что в какой-то момент счета должны быть оплачены. Нужно найти этот баланс – между одержимостью порядком и полным хаосом. Как это сделать – каждый решает для себя сам, но Чжуан-цзы считал, что если мы перестанем пытаться упорядочить все до идеального состояния, сам мир, который нас окружает, станет для нас подсказкой.

Конечно, пытаться не пытаться – это уже само по себе звучит парадоксально. В заключительной главе своей книги «Блуждающий в бескорыстной легкости» философ Чжуан-цзы пишет о том, что в этом нам помогут юмор и медитация.


Также он рекомендует работать над своим телом с помощью физической активности. Например, это может быть спорт, а может — садоводство. Поначалу отказ от идеальной организации и структуры может быть непростым заданием и даже пугать. Но это единственный способ жить содержательной и полной жизнью. Жизнь в целом — хаотична, беспорядочна и нелогична. Когда вы пытаетесь успеть за всем и все контролировать – вы не управляете своей жизнью. Наоборот — убегаете от нее.


EmoticonEmoticon